пятница, 8 апреля 2011 г.

Наваратри и Рама

Первые девять дней месяца ашвин посвящены празднованию Наваратри (букв.: «девять дней»), являющегося своеобразной прелюдией Дашеры (букв.: «десятый»). В эти дни супруга Шивы богиня Дурга («трудно доступная»), известная также как Парвати, Кали, Гаури, почитается в своих десяти ипостасях. Поскольку Наваратра посвящена Дурге, то этот праздник известен еще как Дурготсав. Хотя Дурготсав наиболее пышно отмечается в Бенгалии, он признан в качестве великого индусского праздника и в Хиндустане. Хиндустанцы, однако, в праздновании Наваратри делают акцент на поклонении Раме. При помощи Дурги эпический Рама на восьмой день Наваратри победил ракшаса Равану. Эта победа воспринимается и празднуется как победа вселенского Добра над Злом. Именно рамаистский сюжет выступает на главный план в Хиндустане, где предшествующие Дашере дни изготовляются огромные изваяния демонов Раваны, Кумбхакарны и Мегханатха, чтобы быть сожженными на десятый день ашвина. Статуи высотой около двадцати метров и более делают из жердей, головы – из глины, все это покрывают тряпьем. Руководят работами горшечники, причем считается, что самые лучшие фигуры изготовляют горшечники из делийского района Кумартули [Kumartuli… 1989].
Несмотря на то что в Хиндустане Даше празднуется как день Рамы, а не как праздник Дурги, связь культов Рамы и Дурги четко прослеживается и в Хиндустане. В частности, здесь популярна легенда о том, что именно Рама, после победы над Раваной с помощью Дурги, ввел в практику поклонение ей в этом месяце вместо известных с древности торжеств в честь этой богини, проводившихся весной как Васанти пуджа [Durga Puja, 1988].

Комментариев нет:

Отправить комментарий